mastergen (mastergen) wrote,
mastergen
mastergen

Categories:

ГРИГОРИЙ ЕВДОКИМОВИЧ ТОКАРЕВ-КАЗАРИН

Слава Богу,открытия случаются,они возможны.

Сегодня,уверен,многие откроют для себя замечательного русского мастера,резчика и мебельщика.
Я бы назвал его Пиросмани от резьбы.Вы сами увидите.
Ниже пойдет материал,подготовленный ,видимо,сотрудниками Краеведческого музея города Городца.Видимо,был опубликован в неком бумажном журнале,я нашел в сети,но фотки-сканы того самого журнала,качество не очень,но других нет.Надеюсь-пока.
Два замечания.
Первое,мастер конечно делал свои шедевры по конкретным образцам.Я бы скаазал,что это барочные образцы,витрины,горки,шкафы для посуды.Изготовленную по образцам мебель он украшал своей резьбой.
Второе.Во всех источниках говорится,что он на самом деле был сапожником,а мебелью и резьбой занимался как халтурой в свободное от основной работы время.Я думаю,уверен,что это байка.В крайнем случае-наоборот,сапожничал когда не было заказов.Если кому-то кажется,что так просто взять в руки ножичек и между делом по-быстрому вырезать шедеврик-ошибается.К шедевру приходится очень долго карабкаться,обрастать мастерством,инструментами,навыками,видением,образами и прочь.Словом,в сапожной мастерской такую мебель сделать невозможно.Имхо.
А теперь смотрим и читаем.

ШКАФЫ, ОТКРЫВАЮЩИЕ МИР

Яковлева С.А., Макеева М.А.

_prizvanieМир можно открывать по-разному. До сегодняшнего дня все номера журнала были посвящены открытию других стран, а в этом номере, отличающемся от предыдущих и по структуре, и по содержанию, мы хотели рассказать об уникальном мастере, который открытие мира выраень интересных экспоната – резные шкафы Григория Евдокимовича Токарева-Казарина. Один из них недавзил в трёх произведениях, из которых до нас дошли два.

Это – шкафы! «Что за вздор!» – скажет кто-нибудь из наших читателей, и… будет не прав. Потому что шкафы, созданные городецким мастером в XIX веке, действительно открывают мир – мир истории, мир преданий, мир биографий. Если бы такой шкаф стоял в школьном кабинете, то весь курс по истории России можно было бы проиллюстрировать с его помощью.

Среди произведений декоративно-прикладного искусства в Городецком музее есть два очно был выставлен в музее «Городецкий пряник», а другой можно видеть в Краеведческом музее, в зале работ старых мастеров. Эти шкафы – выдающееся произведение народного искусства.

Судя по записи в инвентарной книге, оба попали в музей в ноябре 1920 года, причём решение о их передаче было принято Городецким волисполкомом. Видимо, прежние хозяева не спешили расставаться с такой прекрасной мебелью. Первый шкаф (ГРМ № 485), показанный в «Городецком прянике», поступил из Нижней Слободы г. Городца, из дома купца П.П. Кокурина. Второй шкаф (ГРМ № 486), выставляемый многие годы в Краеведческом музее, хранился когда-то в деревне Заломаево у гражданки Е.Л. Мочаловой. К сожалению, других документальных свидетельств об этих экспонатах не сохранилось.

О городецкой мебели конца XIX века известно совсем немного. Городец в то время был одним из центров сбыта кустарных изделий из дерева: прялок, саней, тарантасов, конских дуг и многого другого. Была среди них и мебель. Так, известный исследователь народного искусства Нижегородского края П.Д. Прокопьев пишет: «В 1870-х годах… возник и быстро развился замечательный вид мебельного промысла, прославивший с тех пор Нижегородскую губернию… Это хохломская, городецкая и семёновская мебель с росписью и лаком. Великолепный лак, блеск, рисунки в русском стиле соответствовали модным вкусам эпохи. Эту мебель показывали на русских и заграничных выставках, премировали, приобретали во дворцы и богатые дома, хвалили и восхищались ею». Сегодня в музейных собраниях можно видеть образцы такой мебели. Но работы Токарева-Казарина на них совсем не похожи.Его шкафы украшены не узорчатой росписью, а рельефной «глухой» и накладной резьбой с раскраской.


ШКАФ ПЕРВЫЙ, «ИСТОРИЧЕСКИЙ»
vs408_mm2_2

Первый шкаф, как уже упоминалось, находится в Краеведческом музее города Городца. Главная тема сюжетных картин на шкафу – это мировая и отечественная история: её события, выдающиеся деятели, иллюстрации к литературным произведениям.

Для удобства описания – несколько слов о форме шкафа. Он – угловой и в плане образует семигранник. Две грани соответственно обращены к стене, а пять – к зрителю.

По вертикали шкаф делится на пять ярусов. Резные картины расположены в несколько ярусов по всей высоте шкафа. Для лучшего прочтения каждую из них мастер пометил резными инициалами. Всего на шкафу расположено 25 картин. К картинам следует добавить портретную галерею правителей – Рюриковичей, портреты которых вырезаны на полуколонках, обрамляющих картины.

Нижний ярус шкафа – самый широкий. Изображённые здесь картины посвящены истории России XVI–XVII веков: бой Ермака с татарами, Казанское царство, вступление ополчения Минина и Пожарского в Мо

скву, картины-иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова, к роману М.Н. Загоскина о Смутном времени «Юрий Милославский».

На дверце и боковых стенках в нижнем ряду красуются портреты знаменитых русских полководцев, князей и царей: Ермака Тимофеевича («ЕТ»), Василия Шуйского («ВШ»), Дмитрия Донского («ДД»), царей Михаила Фёдоровича Романова («МФ») и Ивана Грозного («ЦГ»).

Над ними располагаются изображения событий мировой истории. Так, всадница на коне в средневековом городе – это французская героиня Жанна Д’Арк (инициалы «АД» означают «Анна дева»). Воины в касках и латах, сражающиеся с арабами, а также инициалы «ИР» – всё говорит о том, что здесь показана испанская Реконкиста. В верхней половине дверцы шкафа следующая картина: варвары на улицах античного города – очевидно, нашествие на Рим полчищ Аттилы. Об этом можно догадаться по скульптуре Капитолийской волчицы, а также по инициалам «АВ» («Аттила», «варвары»). Рядом – ещё одна интересная картина, на которой стоит остановиться подробнее.

Перед нами снова захваченный город. Судя по архитектуре, по костюмам горожан, это Восток. На переднем плане картины изображены убитые и пленённые жители города, позади на коне восседает воин, облачённый в русские доспехи, с саблей на боку, в руках – бусы. Инициалы «СТ» говорят о том, что это не кто иной, как русский разбойник Степан Тимофеевич Разин. Интересно, что мастер изобразил не крестьянскую войну под предводительством Разина, а его менее известный «подвиг» – разбойный поход со товарищами на Каспий, так называемый «поход за зипунами». Весной 1668 года разинцы опустошили побережье от Дербента до Баку и даже разбили флотилию персидского шаха, захватив большую добычу и пленив сына Менды-хана. Об этом походе мало сведений в современных учебниках истории. Но память о нём сохранилась в русском фольклоре. Все знают слова песни «Из-за острова на стрежень…» о том, как Стенька Разин несчастную княжну кидает за борт «…в набежавшую волну».


vs408_mm2_3
vs408_mm2_4
vs408_mm2_5
vs408_mm2_6
vs408_mm2_7
vs408_mm2_8

Последняя картина в верхнем ряду шкафа опять посвящена древней истории. Перед нами восточные воины, командует которыми всадник в необычном доспехе, со шлемом, увенчанным змеем. Что же хотел изобразить мастер? Инициалы «ПГ» подсказывают нам, что это «Поход Ганнибала». Значит, на коне — знаменитый африканский полководец, а восточные воины – это карфагеняне.

Токарев-Казарин украсил богатой резьбой не только створки и дверку шкафа, но и его грани. На них размещены маленькие портреты-бюсты киевских, владимирских и московских князей. Целая генеалогия Рюриковичей! Каждый персонаж подписан по имени: «Владимир», «Святослав», «Ольга», «Игорь», «Олег» и другие. Некоторые имеют характерные портреты. Так, Святослав с пышными свисающими усами похож на запорожского казака, покоритель Царьграда Олег – в воинском шлеме, а равноапостольный князь Владимир — с крестом на груди.

Наконец, венчает шкаф резное фигурное навершие. В центре его изображено обращение Козьмы Минина к князю Пожарскому. На этот раз инициалы отсутствуют, но сюжет безошибочно читается по деталям интерьера русских хором, по костюмам персонажей и по их характерным позам. Справа и слева от этой картины менее значительные сюжеты: лев и сказочная трёхголовая птица.


vs408_mm2_9
vs408_mm2_10 (2)
В общем, не шкаф, а целая иллюстрированная энциклопедия мировой истории! Остаётся загадкой, что подтолкнуло Г.Е. Токарева-Казарина изготовить такую сложную работу. Была ли это его импровизация, или он отталкивался от каких-то образцов?

ВТОРОЙ ШКАФ, «АПОКАЛИПТИЧЕСКИЙ»
vs408_mm2_15

Второй шкаф также имеет семь граней. Надо заметить, что число 7 с древнейших времён считалось священным. Это шкаф-витрина, служащий для выставления напоказ особо ценных предметов. Верхняя его часть застеклена, а резные изображения располагаются внизу. Он отличается от первого: помимо исторических, здесь есть сюжеты, заимствованные из Священного Писания; из русских пословиц; есть также сцены охоты. При желании в подборе сюжетов можно разглядеть алхимическую символику. Если первый шкаф был расписан довольно яркими красками (использованы самые разные цвета), то у второго более сдержанная цветовая гамма — красный фон, золото и приглушённые тона.

Лев, царь зверей, расположился в левом углу шкафа. А вот он появляется снова, но уже не один, а вместе с ещё одним представителем семейства кошачьих. «Лев и тигр...» – надпись обрывается, но похоже, далее шли слова «за добычей».

«Охота на ягуара» – южноамериканский хищник (почему-то под финиковыми пальмами) пытается увернуться от двух вооружённых палками аборигенов. (То, как русские умельцы изображали экзотических животных, которых никогда в жизни не видели, – это отдельная интереснейшая тема.)

На другой створке шкафа присутствует сцена соколиной охоты у киргизов. Один сокол устремляется в небо, второй – вниз, к земле, а за спиной у всадника произрастает дерево с огромными цветками вместо ветвей.

И наконец – наше, родное: «Охота на медведя».

На ступенчатом троне, под балдахином с кисточками восседает «Король в Сиаме». Это изображение позволяет сделать вывод, что наш художник-самоучка явно был неплохо знаком с образцами восточного искусства (по крайней мере, лучше, чем с образцами южноамериканской флоры и фауны). Но почему его внимание привлёк труднодоступный Сиам, а не какое-нибудь более известное королевство? Вероятно, сыграли свою роль публикации 1880-х годов о визите сиамского короля в Россию.

На правых створках шкапа две картинки иллюстрируют русскую пословицу: «Как аукнется, так и откликнется». На первой собака лает на птицу, сидящую на дереве, а на второй – стоило только собаке отвернуться, этот то ли орёл с хищным клювом, то ли ворон вцепился ей в хвост.

«З дарами Ермак у Иоанна Грозн» (в некоторых надписях последние буквы отсутствуют, так как они просто не поместились). Тройственный дар Ермака наводит на мысль о символическом значении (три, как и семь, — священное число), а портрет

Грозного отличается тонким психологизмом.

Ещё одно изображение: дьяк Тимофей Осипов обличает Лжедмитрия. Начало XVII века — сложный период русской истории. Отважный дьяк прислужниками еретика-самозванца был выброшен из окна.

В верхней части шкафа, где появляются стеклянные дверцы, формат картинок уменьшается. Зато начинаются сюжеты из Апокалипсиса: вот надпись «Конь блед время максим» (последние времена наступают!) – а изображение отсутствует. Велика вероятность, что оно было уничтожено умышленно, как и «Блудница вавилонская» — наверное, это была самая страшная картина деревянной книги. Скорее всего, заказчику или одному из следующих владельцев шкафа стало как-то не по себе находиться в комнате с такими персонажами. От следующего изображения остался только силуэт (ну, и хвост от чёрного коня) – всадник держит в руке весы: «Конь ворон время от су...» (похоже, что не хватило места дописать «от суда» – Страшный Суд приближается!).

И – победа над силами зла! «Ангел связа сатану».

Венчают шкаф пять иллюстраций к библейским сюжетам и притчам. Они также связаны с темой суда и Апокалипсиса. Почему-то под одним изображением нет никакой надписи, но здесь легко угадывается образ Жены, облеченной в солнце (символизирующей Церковь в пустыне, то есть в изгнании).

Хорошо известна ветхозаветная история о царе Соломоне – «Суд Соломона о дите». Две женщины пришли к царю на суд и принесли ребёнка – каждая утверждала, что это её дитя. Мудрый царь повелел принести меч, разрубить ребёнка пополам и отдать половину одной и половину другой. Первая женщина согласилась с жестоким решением: «Пусть не достанется ни ей, ни мне». А вторая воскликнула: «Отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!» Так Соломон понял, где настоящая мать, а где обманщица.

И снова возвращаемся к теме Страшного Суда: ангел попирает огненным жезлом грешников. Один из них «Име зло и не простился», то есть имел зло в душе на кого-то и не попросил прощения; второй заботился только о материальных богатствах и пренебрегал духовными: «Опекун о злате клялся». Возможно, эти сюжеты имели под собой в качестве основы какие-то более конкретные истории.

Разгадка слов «Плача в сосуд ангел укори» скрывается в житиях святых, которые так любили читать на Руси. В Киево-Печерской лавре жил слепой старец Феофил, непрестанно молившийся и проливавший при этом обильныя слёзы, что признается верным признаком святой души. Он имел сосуд, в который собирал свои слёзы. Узнав о скором приближении своей кончины, Феофил прилежно молил Господа, чтобы угодны были пред Ним слёзы его. Внезапно предстал пред ним Ангел с благоухающим, гораздо большим сосудом, и сказал ему: «Феофил! Хорошо, что ты молился и плакал; но напрасно ты хвалишься слезами, собранными тобою в сосуд. Вот сосуд, гораздо больший того, наполненный твоими же слезами, излитыми тобою при усердной молитве, которые ты отирал рукою или платком, и которые падали на землю. Я собрал их все и сохранил в этом сосуде. Теперь же я послан возвестить тебе радость: с веселием отойдёшь ты к Господу, ибо Он сказал: Блаженни плачущии, яко тии утешатся». Через три дня преподобный Феофил мирно скончался. Тело его до нашх дней покоится в Ближней пещере.


vs408_mm2_14
vs408_mm2_13

vs408_mm2_11 (2)vs408_mm2_12
vs408_mm2_1
gorka04 (2)

О МАСТЕРЕ

О самом мастере известно совсем немного. Согласно легенде, настоящая фамилия Григория Евдокимовича была Токарев. Жил он в Городце, в районе современного педучилища. Из-за своего маленького роста и смешной походки вприпрыжку получил прозвище «Казарка». Под двойной фамилией Токарева-Казарина мастер и вошёл в историю. Удивительно, что он не был профессиональным мебельщиком, а занимался сапожным делом. Мебель изготавливал в свободное от основной работы время для души и по индивидуальным заказам. Ещё легенда сохранила сведения о том, что Токарев-Казарин был человеком вольнодумным, имел смелость рассуждать о Боге: считал, что «Бога-Отца нет, так как его никто не видел». За это и был отлучён от церкви. Умер мастер незадолго до революции.

Известно, что Г.Е. Токарев-Казарин изготовил три резных шкафа – два попали в музей, судьба третьего осталась неизвестна. Работы городецкого мастера остаются непревзойдёнными шедеврами. До сих пор подобных работ в Городце не появилось, хотя есть у нас талантливые мастера и резьбы, и росписи.

Может быть, в других музеях России найдутся аналогичные образцы кустарной мебели? Решение этого вопроса ждёт своего исследователя.
(Сайт видимо татарский,орфография тамошняя,я не правил.)
http://vatanym.ru/?an=vs408_mm2



Нашелся,нашелся третий шкаф!Заглавная картинка-центральная панель именно с третьего шкафа.Небольшой материал о нем опубликую в следующий раз.





Tags: ГРИГОРИЙ ЕВДОКИМОВИЧ ТОКАРЕВ-КАЗАРИН, Мастер, Резная мебель, Резьба по дереву, народное искусство
Subscribe

  • ЕЩЕ МИЗЕРИКОРДИИ

    ОТПОЛИРОВАННЫЕ МОНАШЕСКИМИ ЗАДАМИ (прости, Господи!) Meaux cathedral, France St Mary's, Fairford - Misericord misericord carving in…

  • ТОТ ЖЕ ПЕРСОНАЖ

    Edward the Confessor, tinted drawing, Peter of Langtoft and others, North of England, c. 1307-1327 По виду и не скажешь, что готика, достаточно…

  • СРЕДНЕВЕКОВЬЕ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

    Carved Wood St. Francis Statue. Very light in weight and nicely detailed. Size is 11.5 high Не уверен, что работа средневековая, тем не менее,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments